Вчера я анонсировал эту статью, приправив ее соусом из предсказаний смерти авторынка и автожурналистики в России в их привычном виде. Нет, даже не предсказаний, а констатации фактов, потому что ежедневно вижу, как коллеги плюют на свои принципы, прогибаясь под новую "кормящую руку".
Но я не про них, а про наших коллег из СССР, у которых не было тысячи автобрендов и автоновинок в год, не было богатых едой и спиртным пресс-туров, не было дорогих смартфонов, умеющих делать фотки не хуже официального прешутинга, но была цензура и опасность загреметь на нары, если ляпнешь что-нибудь отличающееся от политики партии. Это и будет анонсированной ретроспективой в те времена, когда ничего не было, а автожурналистика и автожурналы были.
Я никогда не состоял в штате журнала "За Рулем" и мне даже есть за что упрекнуть коллег журналистов и издателей, но именно о "Руле" пойдет речь. Пусть и о том, который печатался тиражом 2 350 000 экземпляров. Вдумайтесь, друзья! Два с лишним миллиона экземпляров автожурнала! Недавно нам казалось, что тираж нашего журнала в объеме 10 000 экз. будет топом всех хотелок. Это при том, что журнал в глянце и имеет историю, ничуть не хуже, а то и лучше многих нынешних "лидеров".
Пару дней назад я оказался в Центре Антикоррозийной Защиты Velers со своим автодомом на базе микроавтобуса, и пока ожидал завершения работ, обратил внимание на стопку старых автомобильных журналов, выпущенных в 70-х годах прошлого века. Это оказалась коллекция номеров журнала "За Рулем", предлагаемая посетителям в качестве развлечения во время ожидания антикора. И тут Остапа понесло, как говорится... я не только залип в чтении, но и взялся переснимать статьи.
Здесь должно быть неприличное слово, выражающее эмоциональное введение читателя в последующее изложение, начинающееся на "Б"...
Это была не другая страна, не другое время! Это была другая планета! Держу в руках номер журнала, вышедшего из типографии за год-два до моего рождения, и не только проваливаюсь в свое детство, когда в гаражах наблюдали за мужиками, мастерившими все своими руками, но и понимаю, что мы уже не те. Мы не сможем никогда стать нашими отцами и дедами. А ведь истории свойственно повторяться, и нынешние события вокруг этому доказательство.
На меня обрушилось море реально интересных в то время автоновостей, в которых не было непонятной ереси, которую сейчас часто присылают пиарщики с просьбой опубликовать в новостях, интересных обзоров и технических сведений, целая подборка литературы про ремонт своими силами, про улучшение и усовершенствование (тюнинг), а также про историю автомобильной промышленности. Несмотря на древность и пыль на страницах, читать это до сих пор приятно.
Читатель спросит: так чего же вы в своем "Полном Приводе" или "Оффроудклубе" не пишете интересные технические статьи и экскурсы в историю автомобилей?
Это ты, дорогой читатель, так думаешь, но поверь мне - ты такой один. Мы писали и углубляясь в технические моменты, и создавали "ликбез", и уходили глубоко в историю автомобилей и людей в мире машин. А потом, видя как эти труды никому не нужны, как статистика упрямо показывает пролистывание этих материалов, желание писать хорошо и с умом упало, как листья после первых заморозков. Обществу потребления нужна одна яркая картинка и банальный, понятный с первого раза текст, не заставляющий читателя думать. Это сейчас не в моде.
Я не про всех, естественно, но думающая и вчитывающаяся прослойка читателей - это 0,00000000000001% от всего автомобильного сообщества. Посмотрите основные материалы казалось бы толкового, прежде всего технически, портала Drive2 и все станет ясно. Лишь 5-10% пишет, читает или интересуется чем-то серьезным, а то и меньше. Остальные смотрят фотки с девушками в купальниках, иллюстрирующие "статьи" про установку нового дешевого китайского ксенона, или обсуждают тему "зачем покупать качественные вещи, если есть дешевые аналоги на Алиэкспресс". Занавес...
А с этим большинством тупели и мы - журналисты. Тупели потому, что были вынуждены писать понятным для абсолютного большинства языком, выжимая из текста все литературные обороты, образы, детали и сложные технические объяснения, переходя на "язык блондинок", не дающий двоякости понимания и не вызывающий чувства несварения у большинства, не спешащего к словарю или (хотя бы) Википедии, чтобы увеличить свои знания пониманием, о чем "аффтар" вообще написал.
Есть еще одно объяснение: мы живем в мире, в котором пришедшая утром в туалете мысль к завтраку уже становится протухшей, а к обеду начинает походить на анекдот с бородой. Поэтому задача журналиста донести до читателя максимум информации за минимум времени, а еще втолкать рекламу и ересь, которую постоянно присылают дружественные бренды и знакомые пиарщики: про смену руководителей, про отчеты финансистов, про какие-то нелепые события, которые они считают важными, потому что надо поставить побольше галочек за рассылки.
Во всем этом мне чрезвычайно интересно, почему в Европе и Америке до сих пор продолжают читать не только бумажные журналы, но и технически сложные публикации. Я слежу за несколькими изданиями и, если честно, офигеваю от разницы. Журналы выходят в разном ценовом диапазоне, от брошюрок до талмудов, но выходят и читаются. Есть и реклама, есть и ширпотреб, есть и сложные, интересные статьи, которые заставляют меня не просто читать, а даже искать перевод некоторых слэнговых или сложных технических фраз, и не только на английском.
Вы еще читаете? Вы точно инопланетянин и относитесь к тем самым 0,000000000001%, потому что эта статья далеко не развлекательная, она должна заставить задуматься, может быть вспомнить наше советское прошлое, рассмотреть картинки, да и просто вчитаться в довольно большой по современным меркам текст. Лонгрид, то есть.
Однажды меня упрекнули: журналисты обязаны воспитывать культуру, в чем бы она не выражалась, будь то культура туризма, если ты пишешь про путешествия, или культуру тюнинга, если ты рассказываешь, что такое хорошо, и почему швеллер вместо бампера плохо. И это верный упрек, но совершенно безжизненный. Журналист должен что-то есть, а значит его журнал должен продаваться, а рекламодатели идти. Если же он будет "воспитывать культуру", тогда как толпе нужны будут анекдоты и видео с дурами, жрущими свой завтрак (жрущими тут самое подходящее определение), да еще и в среде, готовой этот спрос удовлетворить, то он, то есть художник, будет голодным. Да, героем, но голодным и сдохнет.
Вот поэтому я утверждаю, что у автожурналистики, как и у журналистики в целом, будущего в России нет. В других странах, может быть тоже, но я не могу утверждать. Олдскульные коллеги очень долго "пинали" всех блогеров за низкий уровень и дешевизну подачи, но в итоге все скатились к одному знаменателю. Особенно сейчас, когда авторынок корчится в предсмертных судорогах, а кушать и тешить собственное чувство значимости по-прежнему хочется.
Уфф... вот это я выдал. И вы еще не представляете, что мне хочется рассказать про фотожурналистику и фотографию, потому что когда-то я окончил кафедру Фотожурналистики Журфака МГУ и всегда следил за происходящим в отрасли. Но это уже другой разговор...